Транспортная консолидация усилий
Для государств Центральной Азии транспортные коммуникации имеют важное значение с экономической, географической и стратегической точек зрения. Регион не имеет прямого доступа к крупнейшим морским и океанским портам мира. Вместе с тем, благодаря своему географическому расположению в центре Азии, Центральная Азия, в том числе Узбекистан, обладает высоким транспортно-транзитным потенциалом. От успешности развития транзитных коммуникаций во многом зависят и процветание самих стран региона, и экономические выгоды для соседних государств, получающих более выгодные логистические маршруты.
На сегодняшний день регион Центральной Азии становится основой систем транзитных коридоров, которая способствует увеличению потока товаров и капитала между мировыми производственными центрами в Азии и Европе. В этой связи следует отметить начало реализации крупнейшего проекта по инициативе Китая «Один пояс — один путь», призванного возродить «Шелковый путь», используя транзитный потенциал Центральной Азии.
Внутрирегиональные факторы.
Развитие транспортно-логистического потенциала Центральной Азии тесно связано и с внутрирегиональными экономическими факторами.
Расположенные в Центральной Азии крупные месторождения нефти и газа, цветных металлов, других стратегических ресурсов являются важным фактором эффективного использования транспортно-транзитного потенциала, привлечения в регион крупных международных компаний и фирм, активного сотрудничества в сфере энергетики.
Следующим важным фактором выступает экономический рост стран региона. В экономике стран региона, которые ранее специализировались, в основном, на заготовке сырья, ныне возрастает доля промышленной продукции и сферы услуг. В этих условиях темпы роста транспортных мощностей должны соответствовать темпам экономического роста и товарообмена между странами.
Расширению транспортно-транзитного взаимодействия способствует и развитие индустрии туризма, где каждая страна обладает большими возможностями и ресурсами для его устойчивого развития.
Следует также отметить усиление роли этих факторов в последние два года, когда благодаря новой политике Узбекистана началось активное сближение между странами региона, значительно увеличился товарообмен между ними, начались процессы региональной кооперации, а также растет торговый оборот стран Центральной Азии со странами за пределами нашего региона. В развитии происходящих интеграционных процессов между странами Центральной Азии особую роль играют возможности и совершенствование имеющегося транспортно-транзитного потенциала каждого государства.
Транспортный потенциал.
В регионе накоплен значительный транспортный потенциал как для внутрирегиональных, так и для межрегиональных транзитных перевозок.
За годы независимости во всех странах Центральной Азии реализованы крупные инвестиционные проекты по развитию транспортной инфраструктуры. По протяженности железных дорог среди стран ЦА первое место занимает Казахстан (15372 км), далее — Узбекистан (6500 км), Туркменистан (3550 км), Таджикистан (616 км) и Кыргызстан (417 км). По уровню протяженности автомобильных дорог выделяются Узбекистан (183000 км) и Казахстан (95561 км).
С учетом занимаемой площади по густоте железных дорог первое место принадлежит Узбекистану с показателем 8,15 км на 1 тыс. кв. км (для сравнения: средний показатель в мире — 8,48). По густоте автомобильных дорог первые позиции принадлежат Таджикистану (194,79 км на 1 тыс. кв.км) и Узбекистану (193,33). В сравнении со среднемировыми показателями (246,2) наблюдается определенное отставание в развитии инфраструктуры автомобильных дорог.
Одним из показателей транспортного потенциала стран Центральной Азии можно рассматривать внешнеторговый оборот стран Центральной Азии. В 2017 году внешнеторговый оборот Казахстана составил 77,6 млрд. долл., Узбекистана — 26,9 млрд. долл., Туркменистана — 18,0 млрд. долл., Кыргызстана — 5,6 млрд. долл., Таджикистана — 3,9 млрд. долл.
Основные транспортные коридоры стран ЦА налажены с их основными торговыми партнерами — Китаем (восточный коридор) и Россией (северный коридор), а через Россию — с Европой. Важным направлением для развития торговли может стать Юг (Иран, Афганистан, Пакистан, Индия). Однако развитию экономических отношений в южном направлении мешают политическая нестабильность в Афганистане, а также в какой-то мере слабые культурные связи со странами Южной Азии.
Усилить транспортное взаимодействие.
Вместе с тем в настоящее время в регионе и вокруг него происходит формирование новых торговых путей, создание новых торгово-экономических альянсов, растут потоки товаров, капиталов. А географическое положение Центральной Азии позволяет связать континентальную Евразию воедино на качественно новой основе. Создание единой сети транспортных коридоров, связывающих Азию и Европу с участием государств Центральной Азии, требует от стран региона формирования простого и доступного механизма перевозки грузов, необходимой для конкурентоспособного транзита.
Следует особо подчеркнуть, что самостоятельно ни одна центральноазиатская страна не может осуществлять крупные региональные проекты транспортно-коммуникационного характера без активного взаимодействия со странами региона.
Странам Центральной Азии для более полноценного развития транспортных коридоров необходимы совместные действия по устранению барьеров на пути торговли и движения грузов внутри самого региона. В частности, необходимы упрощение процедур при прохождении грузов через границу, административных требований (разного рода сертификаты и разрешения, завышенные требования к стандартам качества и пр.), устранение монополизма в сфере перевозок (порождающего высокую стоимость транспортировки грузов), снижение акцизов на импорт, упрощение визовых режимов. Снятие указанных существующих барьеров будет способствовать как взаимной торговле, так и эффективному использованию возможностей торговли с третьими странами.
Именно региональная интеграция, особенно в транспортно-транзитной сфере, позволит повысить эффективность в реализации транспортно-транзитного потенциала стран Центральной Азии, а также будет способствовать ее инвестиционной привлекательности как общего рынка. В результате совместных усилий страны Центральной Азии могут эффективно встраиваться в масштабные континентальные транспортные коридоры и сообща сформировать мощный логистический хаб, обслуживающий торговые потоки между Европой и Азией.
В этой связи модернизация и развитие транспортной инфраструктуры, создание новых транспортных коридоров, гармонизация национального законодательства стран региона в сфере транспорта выступают важными факторами совершенствования транспортной политики в Центральной Азии.
Железные дороги Узбекистана.
За годы независимости в Узбекистане сформирована развитая транспортная инфраструктура, обеспечивающая выход на все соседние государства.
Общая протяженность железнодорожных путей Узбекистана составляет более 7000 км. После обретения независимости в республике построено более 2500 км ж/д путей, электрифицировано более 2100 км ж/д участка, реабилитировано более 1170 км ж/д путей.
За 2017 год грузооборот составил порядка 22,9 млрд. т-км, пассажирооборот — 4,3 млрд. пасс-км, экспорт — более 8,01 млн. тонн, импорт — более 7,68 млн. тонн, транзит — более 13,06 млн. тонн.
Проводятся планомерное обновление железнодорожного подвижного состава, а также модернизация имеющегося парка локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов. Создан и введен в эксплуатацию ряд крупных промышленных предприятий, обслуживающих железнодорожную отрасль. Ежегодно выпускаются до 1000 новых грузовых и более 50 пассажирских вагонов. Кроме того, выполняются капитально-восстановительный ремонт более 800 грузовых и до 20 пассажирских вагонов с продлением срока службы, модернизация до 300 грузовых вагонов в год. Все предприятия имеют сертификаты соответствия на выпускаемую продукцию и сертификат международной системы менеджмента качества 130 9001:2008.
В целях создания единой железнодорожной сети по республике построена электрифицированная железнодорожная линия «Ангрен-Пап» протяженностью 124,4 км, в том числе с единственным в Центральной Азии железнодорожным тоннелем длиной 19,1 км. Указанная железнодорожная линия и тоннель являются составной частью международного железнодорожного коридора «Европа—Центральная Азия—Китай».
Ключевое значение для всего региона имеет строительство первой в Афганистане железной дороги «Хайратон—Мазари-Шариф», которая сдана в эксплуатацию в ноябре 2010 года и в настоящее время эксплуатируется силами и техникой железнодорожной компании Узбекистана.
Железнодорожная линия «Хайратон—Мазари-Шариф», являясь одним из участков будущего Трансафганского коридора, позволит существенно увеличить объем торговли Афганистана не только со странами Центральной Азии, но и с другими государствами Евроазиатского континента.
На стадии проработки также проекты железной дороги «Китай—Кыргызстан—Узбекистан», а также транспортного коридора «Узбекистан—Туркменистан—Иран—Оман».
Учитывая выгодное географическое положение республики на пересечении торговых маршрутов между Азией и Европой, развитая мультимодальная сеть является важным конкурентным преимуществом, которое позволяет значительно сократить время и издержки доставки грузов транзитом через Узбекистан.
Источник: http://review.uz