Формирование архитектуры транспортных потоков Узбекистана и Центральной Aзии
Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев в своем Послании к Олий Мажлису и народу Узбекистана 20 декабря текущего года поставил на 2023 год важнейшую задачу: увеличение экспорта готовой продукции на 4 миллиарда долларов, что должно превысить объем 23 миллиардов долларов не следующий год. Такая постановка задачи является реализацией Стратегии развития нового Узбекистана 2022-2026 годы, где поставлена грандиозная цель – «доведение объемов экспорта республики в 2026 году до 30 миллиардов долларов США». Реализацию этой экспортной политики лидер Узбекистана видит сквозь призму развития транспортно-коммуникационной сферы Узбекистана и Центральной Азии в целом. Поэтому, с первых дней на своем посту, лидер Узбекистана системно и последовательно продвигает вопросы развития транспортно-коммуникационной сферы Узбекистана и Центральной Азии.
При этом надо подчеркнуть, что развитие транспортно-коммуникационной сферы не самоцель, а задача стоит более глубокая и широкая: обеспечить логистику для развития торговли и кардинальному увеличению экспорта из Узбекистана на международные рынки. Поэтому, где бы Президент Узбекистана не выступал, в стране или на международных форумах о необходимости развития международной торговли, он всегда вопросы торговли увязывает с развитием транспортных коммуникаций. Это, по глубокому убеждению главы Узбекистана, двуединая задача.
На наш взгляд, продвижение и реализация шаг за шагом инициатив Президента Узбекистана, выдвинутых на различных международных форумах, позволит сформировать новую архитектуру транспортных потоков Узбекистана и Центральной Азии. В этой связи важно глубоко понять истоки и процесс эволюции конкретных событий в Узбекистане и на международной арене за последние годы, на которых Президентом Узбекистана был придан импульс развитию транспортно-коммуникационной сферы в регионе Центральной Азии и Узбекистане.
Во-первых. Важным историческим событием было выступление на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 19 сентября 2017 года, где Президент Узбекистана Ш.Мирзиеев подчеркнул, что «главным приоритетом своей внешней политики Узбекистан сегодня определяет регион Центральной Азии. И это – осознанный выбор», при этом особо отметив, чтобы «регион стал зоной стабильности, устойчивого развития и добрососедства». Для этого Ш.Мирзиеев предложил «обсудить фундаментальные проблемы региона на Международной конференции высокого уровня «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и процветания» в ноябре в Самарканде под эгидой ООН».
Выступая уже в Самарканде 10 ноября 2017г. на международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев еще раз заявил, что «наша главная цель – общими усилиями превратить Центральную Азию в стабильный, экономически развитый и процветающий регион» и обозначил конкретные приоритетные задачи по реализации этой цели. Лидер Узбекистана особо выдели две следующие задачи: во-первых, это развитие торгово-экономических связей и создание благоприятных условий для роста товарооборота и укрепления кооперации; во-вторых, необходимо более эффективно задействовать транзитно-логистический потенциал региона и обеспечить опережающее развитие транспортной инфраструктуры. И для их реализации и согласования наших общих подходов он предложил тогда «провести в 2018 году в Ташкенте международную конференцию на тему «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности».
В целях создания дополнительных благоприятных условий для дальнейшей диверсификации внешнеторговых транспортных коридоров, повышения транзитного потенциала, а также развития и повышения конкурентоспособности отечественных транспортно-логистических компаний на внешних и внутреннем рынках 2 декабря 2017 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 годы». В рамках данного постановления была утверждена «Комплексная программа совершенствования транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018-2022 годы». В рамках этой программы проводится системная работа по совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы и практической реализации международных договоренностей, развитию новых транспортно-транзитных коридоров и сети логистических центров, расширению парка автотранспортных средств и воздушных судов, формированию условий для эффективной перевозки и обработки грузов Республики Узбекистан в сопредельных странах.
Во-вторых. Выступая на первой консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Астане в марте 2018г., Президент Республики Узбекистана Ш.Мирзиёев отметил, что «Уже в ближайшие годы мы намерены довести объем взаимной торговли до 5 миллиардов долларов». При этом он обратил внимание, что были восстановлены и модернизированы важнейшие транспортные артерии, соединяющие наши страны, запущены новые наземные и воздушные маршруты, а благодаря взаимным скидкам, растут объемы грузоперевозок, в первую очередь транзитных.
В качестве приоритетных направлений взаимодействия стран Центральной Азии Президент Республики Узбекистана предлагая «поиск новых резервов и действенных механизмов расширения эффективного регионального сотрудничества» в Центральной Азии, отметил важность выработки конкретных программ партнерства в торгово-экономической и транспортно-коммуникационных сферах.
При этом Ш.Мирзиеев предложил «конкретные механизмы реализации приоритетов регионального сотрудничества», обратив внимание на то, что «стратегическая сфера, где крайне важно объединить совместные усилия, – это кардинальное повышение транзитно-логистического потенциала Центральноазиатского региона». Как подчеркнул на встрече Президент Узбекистана, в этом вопросе «приоритетом должна стать реализация транспортно-коммуникационных проектов, которые позволят связать Центральную Азию с крупнейшими морскими портами и мировыми рынками. И для реализации этого Президент Узбекистана предложил: 1) в рамках Ашхабадского соглашения о международном транспортном и транзитном коридоре совместными усилиями эффективно задействовать трансрегиональный маршрут Центральная Азия – Персидский залив; 2) приступить к скорейшему формированию Трансафганского коридора с выходом на Южную Азию, а также строительству автомобильной и железнодорожной магистралей Китай - Кыргызстан - Узбекистан; 3) ускорить согласование и принять на очередном Саммите Шанхайской организации сотрудничества Программу развития дорог ШОС, предложенную российскими партнерами. На встрече в Астане лидер Узбекистана также предложил провести в Ташкенте международную конференцию «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности».
Эта инициатива была реализована и уже 20-21 сентября 2018г. в Ташкенте состоялась Международная конференция высокого уровня по развитию транспортно-транзитного потенциала Центрально-Азиатского региона: «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности». В работе конференции приняли участие более 500 человек, из которых 300 зарубежных гостей из 37 стран мира и 25 международных организаций, финансовых институтов и ведущих транспортных компаний.
На конференции была выражена заинтересованность в разработке Стратегии по развитию транспортной логистики в Центральной Азии с участием Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития и других международных финансовых структур. Кроме того, эксперты обсудили возможность разработки и принятия регионального Соглашения по совместному развитию транспортной системы в Центральной Азии. Стороны также подчеркнули востребованность формирования систем интегрированного управления транспортными перевозками, направленной на регулирование и упрощение перемещения товаров и транспортных средств. Участники поддержали инициативу Узбекистана по созданию Регионального совета по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии, деятельность которого будет направлена на активизацию регионального сотрудничества в транспортно-транзитной и логистической сфере.
Принимая во внимание масштабы задач по устранению проблем, стоящих перед Центрально-азиатскими государствами в сфере развития и модернизации транспортной системы региона, стороны выразили заинтересованность в принятии региональной Программы развития транспортных коммуникаций. Кроме того, озвучено предложение о последовательном сближении национальных законодательств с международными стандартами с целью облегчения международных грузовых перевозок, транзита и процедур пересечения границ, а также подчеркнута важность принятых по инициативе стран Центральной Азии международных документов, нацеленных на укрепление регионального сотрудничества, межрегиональных транспортных связей и успешную интеграцию региона в мировые транспортно-хозяйственные связи.
Уже на Второй Консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Ташкенте 29 ноября 2019 г. Президент Узбекистана говоря «о приоритетах расширяющегося регионального партнерства», особо отметил необходимость «сосредоточиться на практической реализации задач в торгово-экономической, инвестиционной, транспортно-коммуникационной и энергетической сферах». В этом плане Ш.Мирзиеев предложил «ускорить создание регионального совета по транспортным коммуникациям», обосновав это тем, что «товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии вырос за последние годы более чем в 2 раза».
В-третьих. Транспортно-коммуникационное сотрудничество стран Центральной Азии активизируется и в рамках ШОС. Для расширения взаимовыгодной торговли между государствами-членами ШОС, создания новых и совершенствования существующих транспортно-логистических инфраструктур Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев в своих выступлениях в рамках заседаний Совета глав государств-членов ШОС выдвинул ряд инициатив, нацеленных на консолидацию усилий участников ШОС в транспортной сфере.
Так, на заседании Совета глав государств-членов ШОС (г.Циндао, КНР, 10 июня 2018г.) было предложено рассмотреть возможность учреждения Международной транспортно-логистической ассоциации ШОС. Кроме того, в Циндаоской декларации Совета глав государств-членов ШОС было поддержано проведение в Узбекистане первой встречи руководителей железнодорожных администраций государств-членов ШОС. На заседании Совета глав государств-членов ШОС в Бишкеке (июнь 2019 г.) Президент Узбекистана предложил разработать Стратегию сотрудничества ШОС по развитию взаимосвязанности, эффективных экономических и транспортных коридоров.
Следует отметить, что инициативы и предложения Главы Узбекистана находят широкую поддержку среди государств-членов ШОС. Яркий пример – утверждение в ходе заседания Совета глав правительств государств ШОС в г. Ташкенте в ноябре 2019 г. Концепции взаимодействия железнодорожных администраций государств-членов ШОС, разработанной по инициативе Ш.Мирзиёева. Также следует отметить и то, что одна из ключевых инициатив главы Узбекистана – принятие резолюции ООН по Центральной Азии получила широкую международную поддержку, и в июне 2018 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе». В резолюции особое место отведено развитию транспортной инфраструктуры и транзитных коридоров, укреплению взаимодействия всех видов транспорта, в том числе за счет открытия новых автомобильных и железных дорог, а также авиамаршрутов.
В-четвертых. В целях повышения транспортно-логистического потенциала страны укрепляется институциональная основа и нормативно-правовая база данной отрасли. В частности, Указом главы Узбекистана от 1 февраля 2019 г. было создано Министерство транспорта, которое определено в качестве органа государственного управления по выработке и реализации единой государственной политики в области развития автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного транспорта, метрополитена, а также дорожного хозяйства.
Министерством транспорта Республики Узбекистан в июне 2019 г. подготовлена и вынесена на обсуждение «Стратегия развития транспортной системы Республики Узбекистан на период до 2035 г.» Это первый документ стратегического характера в истории независимого Узбекистана, который определяет основные направления единой государственной транспортной политики страны на долгосрочную перспективу. Основное внимание было уделено решению вопросов обеспечения транспортно-коммуникационной, пространственной связанности регионов страны и формированию транспортных коридоров, которые бы обеспечивали для узбекских грузов выходы к морским портам на юге, востоке и западе Евразийского материка. Кроме того, Стратегия предусматривает: 1) создание условий для резкого роста объемов и качества пассажирских и грузовых перевозок; 2) совершенствование системы управления транспортным сектором; 3) внедрение принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников транспортной системы.
В результате предпринимаемых мер наблюдается определенный рост грузоперевозок и пассажиропотока. Перевозка грузов всеми видами транспорта в 2019 г. увеличилась на 6,1% и составила 1,31 млрд. т., перевозка пассажиров всеми видами транспорта выросла на 2,7%, составив 6,1 млрд. чел. В Узбекистане на транспорт приходится 6,4% ВВП (в развитых странах 8-12%), 7,4% от общего объема инвестиций, 29,5% от общего объема рынка услуг. Эксперты предполагают, что к 2030 году пропускная способность транзитного потенциала Узбекистана увеличиться в 4,4 раза - до 6,04 млрд тонн. При этом доля инвестиций в транспортный сектор относительно ВВП страны должна увеличиться до 46,7 млрд долл.
Здесь следует отметить и то, что реализация «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» привело к тому, что товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии с 2016 по 2019 годы вырос более чем в два раза - с 2,5 до 5,2 млрд долларов. Увеличилась и доля товарооборота республики со странами региона от общего объема товарооборота с 10,2 процентов до 12,4 процентов.
В-пятых. В своем Послании к Олий Мажлису 24 января 2020г., Президент Узбекистан Ш.Мирзиеев неоднократно останавливаясь на необходимости развития транспорта, подчеркнул, что «в целях своевременной доставки нашей продукции на внутренний и внешний рынки, снижения ее себестоимости нам необходимо развивать сферу транспорта и логистики». В развитии этой проблемы, уже в своем Послании к Олий Мажлису 29 декабря 2020 года, лидер Узбекистана заявил, что «на сегодняшний день нами сделаны первые практические шаги по реализации проекта строительства Трансафганского транспортного коридора, который соединит Центральную Азию с Индийским океаном. Его осуществление послужит обеспечению стабильности и устойчивого экономического развития во всем регионе». И касаясь развития транспортных коммуникаций внутри страны, Ш.Мирзиеев подчеркнул, что «одним из важных факторов развития регионов является обеспечение между ними транспортного сообщения. Нам нужно создать взаимосвязанную транспортную сеть, которая позволит быстро добраться до столицы, крупных городов и туристических центров из всех населенных пунктов страны».
В-шестых. По истине историческим было выступление на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2020 года, где Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиеев отметил, что «сегодня перед государствами Центральной Азии стоит важная стратегическая задача – обеспечить глубокую интеграцию нашего региона в глобальные экономические, транспортные и транзитные коридоры». В связи с этим он выдвинул новую инициативу «создать под эгидой Организации Объединенных Наций Региональный центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности».
Создание и функционирование такого Центра под эгидой ООН способствовало бы, на наш взгляд, решению таких задач как:
- эффективное и взаимовыгодное использование совместно с соседними странами международных транспортных коридоров, а также формирование единого, разветвленного и внешне интегрированного транспортного пространства в ЦА для укрепления взаимосвязей;
- активизация совместных усилий по развитию существующих и формированию новых транспортных коридоров, включая строительство новой железной дороги в направлении «Китай- Кыргызстан - Узбекистан», «Мазари-Шариф - Герат»;
- формирование надежных транспортных, в том числе транзитных, коридоров для поставок внешнеторговых грузов на крупнейшие рынки мира и региона;
- создание благоприятных условий для осуществления международных перевозок путем гармонизации и упрощения межграничных транспортных процедур, в том числе пограничного, таможенного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, при осуществлении международных перевозок;
- повышение конкурентоспособности государств ЦА на мировом рынке транспортных услуг, повышение качества транспортного обслуживания внешнеторговых потоков;
- привлечение транзитных грузопотоков из третьих стран и др.
Кроме того, Центр позволил бы также привлечь внимание мирового сообщества к инициативам Президента Узбекистана, выдвинутым на международной конференции «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров: стратегические перспективы и нереализованные возможности» в Ташкенте в 2018 г.
На 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Ш.Мирзиеев, говоря также о необходимости «активного вовлечения Афганистана в региональные экономические интеграционные процессы», сообщил, что Узбекистан «приступили к реализации таких крупных инфраструктурных проектов, как строительство линии электропередачи Сурхан – Пули-Хумри и железной дороги из Мазари-Шарифа к портам Индийского океана».
В-седьмых. Выступая на международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» 15 июля 2021 года, Президент Ш.М.Мирзиёев предложил «создание современной, эффективной и безопасной транспортно-логистической инфраструктуры в Центральной и Южной Азии». По его убеждению, «ключевым элементом всей архитектуры взаимосвязанности наших регионов призвана стать железная дорога Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар, проект строительства которой уже получил широкую поддержку, в том числе со стороны ведущих международных финансовых институтов». Как подчеркнул глава Узбекистана, «строительство этой железной дороги позволит в полной мере реализовать транзитный потенциал двух регионов, сформировать кратчайший маршрут, значительно сократить сроки и издержки на транспортировку грузов между Южной Азией и Европой через Центральную Азию и страны Содружества Независимых Государств».
Эта тема широко была затронута и на Третьей Консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Туркменистане 6 августа 2021г., где Президент Узбекистана, говоря об общих стратегических интересах, отметил необходимость «эффективно задействовать транспортно-транзитный потенциал региона». При этом он высказал глубокую убежденность в том, «что разветвленная и интегрированная транспортная система наших стран способна стать ключевым транзитным хабом на Евразийском континенте». В этой связи Ш.Мирзиеев выступил с предложением «за наиболее полную загрузку действующих транспортных коридоров и инфраструктуры, в том числе портов Каспийского моря, крупных трансграничных логистических центров». К этому Президент Узбекистан также добавил на возможность использования в будущем «возможности Трансафганского коридора Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар, автомобильной и железной дорог Китай–Кыргызстан–Узбекистан».
Поставленные Президентом Узбекистана задачи по транспортной проблематике на международных форумах нашли непременное отражение в «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы». Так, планируется (Цель 36): «Повышение привлекательности междугородних и пригородных железнодорожных маршрутов; Развитие рынка транспортных и логистических услуг и инфраструктуры, доведение уровня электрификации железнодорожной инфраструктуры до 60 процентов и ускоренное развитие сети автомобильных дорог: Расширение «зеленых коридоров» и транзитных возможностей в транспортной системе для осуществления внешней торговли, а также увеличение объема транзитного грузооборота до 15 миллионов тонн». Здесь надо отметить, что объем транзитных перевозок Узбекистана в 2020 году составил 9.1 миллионов тонн, а общий объем международных перевозок грузов составил тогда 47.1 миллионов тонн, из которых 13.3 и 24.7 миллионов тонн составили экспорт и импорт, соответственно.
В-восьмых. На заседании Совета глав государств-членов ШОС в Самарканде 16 сентября 2022 года Президент Узбекистана, говоря о «Концепции ШОС по укреплению взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров», предложил «создать при поддержке Организации Объединенных Наций Межрегиональный центр по взаимосвязанности в городе Ташкенте». Лидер Узбекистана назвал «историческим событием подписание в рамках саммита трехстороннего Соглашения о строительстве железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан», а также призвал «поддержать и другой стратегически важный проект – строительство железнодорожного коридора Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар». По словам Ш.Мирзиеева, «реализация этих двух проектов откроет широкие возможности для усиления взаимосвязанности, увеличения взаимной торговли и инвестиций, в целом – обеспечения устойчивого экономического роста на пространстве нашей Организации». Президент Узбекистана также предложил обсудить все перспективные проекты в области транспорта и коммуникаций «на площадке первого Транспортного форума ШОС» в 2023 году в Узбекистане.
Только реализация маршрута «Китай - Кыргызстан - Узбекистан», сократит расстояние из Китая в Юго-Восточную Европу до 900 км, что равно 7-8 дням. По словам Премьер-министра Узбекистана Абдулла Арипова, Узбекистан выражает «большую надежду на скорейшее начало строительство железной дороги Узбекистан-Кыргызстан-Китай». По его утверждению, эта дорога «должна стать важным звеном нового транспортного коридора из КНР через Кыргызстан и Узбекистан, далее через вновь построенную железнодорожную магистраль Баку-Тбилиси-Карс в страны Южной и Восточной Европы Ближнего Востока и к портам Средиземного моря в рамках проекта „Восток-Запад“».
И уже на заседании Совета глав государств Организации тюркских государств в Самарканде 11 ноября 2022 года Президент Ш.Мирзиёев, говоря о Транскаспийском международном коридоре сообщил, что «Узбекистан транспортирует через этот коридор 10 процентов своих внешнеторговых грузов». Глава Узбекистана предложил, чтобы «министры транспорта до конца года разработали детальный план и действенные механизмы сотрудничества на основе принимаемой сегодня Программы». При этом Ш.Мирзиёев подчеркнул, что «основное внимание следует уделить: повышению конкурентоспособности транзитных коридоров в нашем регионе, введению максимально благоприятных тарифов для бизнеса, созданию современной транспортной инфраструктуры».
Важность и перспективность Транскаспийского международного коридора для стран Центральной Азии подтверждается и исследованиями, начатыми Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и, которые финансируются Европейской комиссией. Исследование ЕБРР направлено на выявление наиболее устойчивых транспортных сообщений между Центральной Азией и Европой. Из этих сообщений также следует, что «Узбекистан активно развивает транспортное сообщение со всеми соседями» и «маршрут через Казахстан в его порты на Каспийском море представляется наиболее стабильным вариантом для грузов, следующих через Узбекистан». Кроме того говориться, что в «настоящее время Узбекистан осуществляет мультимодальные перевозки (автомобильные и железнодорожные) из Китая через Кыргызстан, а затем далее по трансафганскому маршруту или через Туркменистан и Иран».
В качестве заключения. Приведенные факты и события конкретных мероприятий и выступлений Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева по транспортно-коммуникационным коридорам в Узбекистане и на международной арене показывают, что глава государства последовательно, шаг за шагом ставит конкретные задачи по модернизации этой сферы, который направлен на формирование новой архитектуры транспортных потоков Узбекистана и Центральной Азии.
Проведенный анализ также показывает, насколько сложны задачи, поставленные Президентом Узбекистана в области развития транспортно-коммуникационных потоков Узбекистана и Центральной Азии. Поэтому, чтобы решить и практически реализовать их, необходимы дальнейшие не только практические действия министерств и ведомств, бизнес структур, но и системные как фундаментальные, так и прикладные научные исследования, итогом которых должна стать разработка стратегических концептуальных подходов и действенных механизмов регионального транспортного сотрудничества в Центральной Азии.
Подводя итог важно также подчеркнуть следующее. Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиеев системно и постоянно выдвигает новые идеи и инициативы по развитию транспортных потоков и концептуализации стратегии Узбекистана по транспортным коридорам в Центральной Азии. Это также подтверждает и то, что Узбекистан всесторонне стремится развивать северный, северо-западный, южный, юго-западный и восточный международные транспортные коридоры, что позволит стране получить доступ к рынкам Европейских стран, Ирана, Турции, Афганистана, Пакистана, Индии, Китая и другим.
Автор - И.Р. Мавланов, профессор Института перспективных международных исследований при УМЭД, доктор экономических наук