АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛОГИСТИКИ НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ СТРАНЫ
Аннотация: Данная статья рассматривает индекс эффективности логистики и влияние индикаторов логистики на внешнеторговые показатели страны. В рамках данного исследования была выявлена и научно обоснована связь между индексом эффективности логистики и показателями экспорта и импорта на примере стран СНГ и также других стран, показавших наилучшие результаты эффективности логистической системы.
Следует отметить, что, несмотря на то, что в большинстве научных исследований по теории торговли ранее рассматривались вопросы, касающиеся торговли и ее связи с экономическим ростом и развитием стран, исследования, базирующиеся на изучении прямого влияния логистики на международную торговлю, все еще редки. Данное исследование направлено на анализ основных показателей, связанных с логистикой и их влияния на внешнюю торговлю, на базе одиннадцати стран СНГ, а также других стран мира, демонстрирующих наилучшие результаты с точки зрения Индекса эффективности логистики, разработанного и исследуемого Всемирным Банком.
Индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI) основывается на опросе логистических операторов по государствам мира, который измеряет производительность поставок по всей логистической цепочке в стране. Индекс отражает средневзвешенную оценку страны по шести ключевым параметрам:
-
Эффективность процесса таможенной проверки органами пограничного контроля;
-
Качество торговой и транспортной инфраструктуры;
-
Простота организации поставок по конкурентоспособным ценам;
-
Компетентность и качество логистических услуг, представленные в стране;
-
Возможность отслеживать грузы;
-
Своевременность доставки в пункт назначения в запланированные или ожидаемые сроки доставки.
Опрос среди международных, национальных и региональных логистических операторов охватывает две части. Первая часть опроса касается международного индекса LPI и отражает эффективность логистической системы в отношении 8 стран, с которыми работает исследуемая компания. Вторая часть опроса определяет внутренний индекс LPI – оценка эффективности логистической системы страны. Расчет индекса LPI основывается на оценке международного и внутреннего индекса эффективности логистики и определяет место страны среди других стран мира, включенных в рейтинг. Респонденты оценивают эффективность логистики по 5-балльной шкале.
Каждый участник опроса оценивает восемь зарубежных рынков по шести основным компонентам эффективности логистики. Восемь стран для оценки выбираются путем случайного выбора на основе наличия в них наиболее важных экспортных и импортных рынков страны-респондента.
LPI рассчитывается на основе указанных в табл. 1 шести показателей с использованием метода главных компонент (Principal Component Analysis), стандартного статистического метода, используемого для уменьшения размерности данных.
Таблица 1.
Веса компонентов для международного
Индекса эффективности логистики в 2018 г.
Компонента |
Вес |
Таможня |
0.4072 |
Инфраструктура |
0.4130 |
Международные перевозки |
0.3961 |
Качество и компетентность логистики |
0.4166 |
Отслеживание грузов |
0.4106 |
Своевременность |
0,4056 |
Источник: Arvis, Jean-François; Ojala, Lauri; Wiederer, Christina; Shepherd, Ben; Raj, Anasuya; Dairabayeva, Karlygash; Kiiski, Tuomas. 2018. Connecting to Compete 2018 : Trade Logistics in the Global Economy. World Bank, Washington, DC. © World Bank. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/29971 License: CC BY 3.0 IGO.
В отчете «Connecting to Compete, the Logistics Performance Index (LPI) 2018» представлен последний мировой взгляд на эффективность торговой логистики в более чем 160 странах с точки зрения профессионалов в области логистики.
В рамках данного исследования в качестве зависимой переменной Y были выбраны такие показатели, как экспорт товаров и услуг в процентах от валового внутреннего продукта (EX) и импорт товаров и услуг в процентах от валового внутреннего продукта (IM). Также были включены показатели, связанные с темпами экономического роста (GDP-D) стран (для модели, связанной с показателями импорта); темпы роста мировой экономики (GDP-W) (для модели, связанной с показателями экспорта); либерализация торговли (TL); общий язык (CL) и общая граница (CB).
Основным показателем в модели является эффективность логистики (общий показатель эффективности логистики, LP-O). Источниками данных для переменных EX, IM, GDP-D, GDP-W являются показатели мирового развития (World Development Indicators), опубликованные Всемирным Банком за 2007 г., 2010 г., 2012 г., 2014 г., 2016 г., 2018 г. Либерализация торговли (TL), общий язык (CL) и общая граница (CB) выбраны в качестве фиктивных переменных, соответствующие данные получены от Французкого центра исследований и экспертной оценки по мировой экономики CEPII, а также OEC (Обсерватория экономической сложности). Общий индекс эффективности логистики (LP-O), измеряемый по шкале от 1 (низкий) до 5 (высокий) представляет собой средневзвешенное значение страновых показателей, охватывающих шесть подуровней эффективности логистики.
Данные по странам и данные временных рядов, охватывающие шестнадцать стран и шесть временных периодов (2007 г., 2010 г., 2012 г., 2014 г., 2016 г. и 2018 г.) объединены в качестве панельных данных. Данные года выбраны из-за наличия опубликованных данных касающиеся индекса эффективности логистики. Выборка включает в себя шестнадцать стран: Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Армения, Беларусь, Молдова, Российская Федерация, Украина, Германия, Нидерланды, Швеция, Бельгия и Сингапур.
Показатель темпа экономического роста (GDP-D) важен для торговых партнеров, поскольку растущая внутренняя экономика указывает на то, что внутренняя экономическая среда подходит для инвестиций, производства и продаж и, таким образом, стимулирует импорт.
Что касается экспорта, то учитывается переменная, связанная с темпами роста мировой экономики (GDP-W), поскольку экспортеры, скорее всего, положительно отреагируют на растущую экономику своих торговых партнеров и, следовательно, отреагируют на ожидаемое увеличение спроса на товары и услуги увеличением объемов своих товаров, которые экспортируются.
Либерализация торговли представляет собой членство стран в ВТО. Существуют исследования, которые показали, что торговая политика, ориентированная на внешний рынок, была более успешной, чем торговая политика, ориентированная на внутренний рынок, и, в соответствии с теорией свободной торговли, увеличение торговых ограничений может оказывать регрессивное влияние на экономику.
Общий язык в качестве контрольной переменной отражает наличие общего языка страны с основным торговым партнером. В некоторых исследованиях языковой фактор был эмпирически смоделирован как нетарифный барьер для торговли. Предполагается, что страны, обладающие общим языком со своими основными торговыми партнерами, могут увеличить объемы торговых операций со своими торговыми партнерами.
Таблица 2.
Описание переменных*
№ |
Переменная |
Показатель |
Описание |
EX |
Экспорт |
Экспорт товаров и услуг в процентах от валового внутреннего продукта |
|
IM |
Импорт |
Импорт товаров и услуг в процентах от валового внутреннего продукта |
|
GDP-W |
Рост мировой экономики |
Реальный темп роста мировой экономики |
|
GDP-D |
Экономический рост страны |
Реальный темп роста ВВП каждой из стран в выборке |
|
TL |
Либерализация торговли |
Фиктивная переменная – переменная принимающая значение 1, если страна является членом ВТО и значение 0, если страна не является членом ВТО (источник: http://www.wto.org) |
|
CL |
Общий язык |
Фиктивная переменная – переменная принимающая значение 1, если страна имеет общий язык с основным торговым партнером по экспорту и значение 0, если страна не имеет общий язык с основным торговым партнером по экспорту |
|
CB |
Общая граница |
Фиктивная переменная – переменная принимающая значение 1, если страна имеет общую границу с основным торговым партнером по экспорту и значение 0, если страна не имеет общую границу с основным торговым партнером по экспорту |
*Составлено автором.
Регрессионный анализ с использованием пакета Minitab выявил ряд переменных, оказавшихся статистически значимыми. Ниже отражены результаты регрессионного анализа для модели экспорта:
ln(export) = 1,9 + 0,0784GDP-W + 0,511LP-O (1).
Таблица 3.
Результаты регрессионного анализа с использованием
пакета Minitab (для модели связанной с показателями экспорта)
Predictor |
Coef |
SE Coef |
T |
P |
VIF |
|||||
Constant |
1.9605 |
0,3243 |
6,05 |
0,000 |
||||||
GDP-W |
0,07836 |
0,07036 |
1,11 |
0,268 |
1,0 |
|||||
LP-O |
0,51139 |
0,06735 |
7,59 |
0,000 |
1,0 |
|||||
S=0,490309 R-Sq=40,0% R-Sq(adj) =38,6% |
||||||||||
Analysis of variance |
||||||||||
Source |
DF |
SS |
MS |
F |
P |
|||||
Regression |
2 |
14,0862 |
7,0431 |
29,30 |
0,000 |
|||||
Residual error |
88 |
21,1555 |
0,2404 |
|||||||
Total |
90 |
35,2417 |
Для импорта была построена отдельная модель. Результаты регрессионного анализа приведены ниже:
ln(imp) = 2,53 + 0,0377GDP-D + 0,318LP-O + 0.388CB (2).
Таблица 4.
Результаты регрессионного анализа с использованием
пакета Minitab (для модели связанной с показателями импорта)
Predictor |
Coef |
SE Coef |
T |
P |
VIF |
|
Constant |
2.5288 |
0,2829 |
8,94 |
0,000 |
||
GDP-D |
0,03766 |
0,01456 |
2,59 |
0,011 |
1,2 |
|
LP-O |
0,31774 |
0,07255 |
4,38 |
0,000 |
1,2 |
|
CB |
0,3882 |
0,1140 |
3,41 |
0,001 |
1,1 |
|
S=0,482409 R-Sq=24,3% R-Sq(adj) =21,6% |
||||||
Analysis of variance |
||||||
Source |
DF |
SS |
MS |
F |
P |
|
Regression |
3 |
6,2159 |
2,0720 |
8,90 |
0,000 |
|
Residual error |
83 |
19,3156 |
0,2327 |
|||
Total |
86 |
25,5315 |
Основной переменной, представляющей интерес, является LP-O. Результаты регрессионного анализа показывают, что знак коэффициента LP-O, как и ожидалось, положительный и статистически значимый на уровне 1% в случае уравнения для экспорта.
Что касается импорта, результаты показывают, что коэффициент LP-O имеет ожидаемый положительный знак и статистически значим на уровне 10%. Статистически положительная корреляция между LP-O и импортом предполагает, что индекс эффективности логистики является важным фактором, определяющим международную торговлю, поскольку улучшенная логистика может способствовать увеличению объемов торговли. Аналогичные аргументы выдвигались в более ранних исследованиях, авторами которых являются Девлин Дж. и др., Лакшман T. и др., Гани А.
Результаты в отношении контрольных переменных показывают, что с точки зрения экспорта темпы роста мировой экономики являются еще одним определяющим фактором. Что касается импорта, то значимыми определяющими факторами являются такие показатели как темпы роста валового внутреннего продукта, либерализация торговли и общая граница.
Основываясь на результатах данного исследования, можно сделать вывод, что качество логистики является важным фактором, определяющим международную торговлю. Совершенствование логистики будет способствовать увеличению объема международной торговли.
Ограничения для данного исследования связаны с доступностью опубликованных данных долгосрочных временных рядов для эмпирического анализа. Анализ включает в себя данные временного лага в шесть лет (2007 г., 2010 г., 2012 г., 2014 г., 2016 г. и 2018 г.). Хотя этот эмпирический подход увеличивает количество наблюдений и обогащает анализ, выводы, сделанные в рамках данного исследования, в значительной степени применимы к набору стран, рассмотренных в этом исследовании.
Как только станут доступны опубликованные данные долгосрочных временных рядов по показателям логистических переменных, рассмотренных в этом исследовании, будущие исследования могут расширить этот анализ, чтобы установить более точное влияние на уровне конкретной страны.
Источники информации:
-
Arvis, Jean-François; Ojala, Lauri; Wiederer, Christina; Shepherd, Ben; Raj, Anasuya; Dairabayeva, Karlygash; Kiiski, Tuomas. 2018. Connecting to Compete 2018 : Trade Logistics in the Global Economy. World Bank, Washington, DC. © World Bank. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/29971 License: CC BY 3.0 IGO.
-
Devlin J., Yee, P. “Trade logistics in developing countries: the case of the Middle East and North Africa”, The World Economy, Vol. 28, 2005. pp. 435-456.
-
Gani A. The Logistics Performance Effect in International Trade. Asian Journal of Shipping and Logistics. 33. 10.1016/j.ajsl.2017.12.012
-
Lakshmanan T. R, Subramanian U., Anderson W., Leautier, F. “Integration of Transport and Trade Facilitation,” Directions in Development (Washington, DC: World Bank) 2001.
Автор: Абдуллаев Азиз Курбанович, старший преподаватель кафедры «Международные финансы и инвестиции»
Университета мировой экономики и дипломатии.
Мобильный телефон: +998946086447, e-mail: .