Малый бизнес как основной драйвер развития экономики: состояние, проблемы развития и предлагаемы меры стимулирования.



Малый бизнес и частное предпринимательство является одним из важных драйверов развития экономики, повышения занятости и доходов населения. В целях поддержки субъектов данной сферы за последние годы были приняты более 50 указов и постановлений Президента Республики Узбекистан.

С первых лет независимости Узбекистана уделялось большое внимание разработке законодательно-правовой базы, организации финансовой поддержки, защите прав предпринимателей, подготовке и переподготовке кадров, развитию рыночной инфраструктуры, обслуживающей малое предпринимательство.

На сегодняшний день статистика открытая и что мы можем наблюдать? Малый бизнес продолжает демонстрировать темпы роста. В январе-сентябре 2019 года доля малого бизнеса в ВВП составила 57,2 % (60,9 % за январь-сентябрь 2018 года). Такое снижение объясняется увеличением в структуре ВВП удельного веса крупных предприятий. А в последние годы доля малого бизнеса росла в ВВП стабильно.

Это значит то, что в общей массе произведенных товаров и оказанных услуг всех отраслях (торговли, строительства, промышленности и т.д.) за один год определенная часть, в данном случае больше половины, была произведена вот именно теми малыми фирмами и предприятиями.

Для сравнения доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50-60%. В Польше - 51%, Германии - 53%, Финляндии - 60%, Нидерландах - 63%.

Одним из основных индикаторов развития деловой среды в мире - отчет Всемирного банка (ВБ) «Ведение бизнеса» (Doing Business), который является наиболее авторитетным, признанным
и самым цитируемым исследование, которое оценивает легкость ведения бизнеса в 190 странах мира по 10 индикаторам.

Позиция страны в данном рейтинге не только отражает благоприятность деловой среды, но и является важным критерием при принятии инвестиционных решений в международном бизнес-сообществе.

Президентом Республики Узбекистан в постановлении от 5 февраля 2019 года за №ПП-4160 "О дополнительных мерах по улучшению рейтинга республики Узбекистан в ежегодном отчете ВБ и Международной Финансовой Корпорации (МФК) «Ведение бизнеса» поставлена цель к 2022 году достижение 20-го места.

Благодаря принятым мерам за последние годы в рейтинге «Ведение бизнеса» среди 190 стран мира Узбекистан поднялся с 138-го до 69-го места.

В нашей республике для развития бизнеса  созданы следующие условия: 

1. Время для регистрации малого бизнеса составляет 30 минут. Для регистрации субъекта, в качестве индивидуального предпринимателя требуется подготовить только один документ, а в качестве малого предприятия с юридическим лицом - два документа.

2. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется следующим образом:

выдачей льготных банковских кредитов с субсидированной ставкой;

поручительством Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности субъектам бизнеса в размере до 50% от суммы получаемого кредита;

представлением Фондом компенсации процентных расходов по кредитам коммерческих банков. 

3. Интересы бизнеса защищены институтом Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. В Узбекистане отменены внеплановые проверки деятельности  малого бизнеса, субъекты предпринимательства освобождены от всех видов ответственности, совершившие впервые финансово-хозяйственные правонарушения;

4. Повсеместно в стране организованы учебные курсы для предпринимателей по ведению бизнеса, осуществляющих проекты на базе приватизированных объектов. Созданы кластеры молодежного предпринимательства, где молодым начинающим предпринимателям предоставлены в аренду площадки по нулевой ставке сроком
на 5 лет.

Принятые меры были направлены на совершенствование нормативно-правовой базы и регулятивных процедур в сфере осуществления предпринимательской деятельности, формирования благоприятной бизнес-среды и позитивного имиджа страны на международной арене.

Американский исследовательский институт Heritage Foundation опубликовал очередной Индекс экономической свободы, в котором Узбекистан в 2019 году занял 140 место и поднялся за год со 152-го с оценкой 53,3 балла.

Субиндекс «Свобода бизнеса» который непосредственно взаимосвязан с развитием малого бизнеса и деловой средой в целом отражает возможности для открытия, ведения и закрытия бизнеса;
уровень общей административной нагрузки на предпринимателей, а также степень эффективности правительства в регулировании бизнес-среды.

Данные за 2010-2019 год показывают положительную динамику, что непосредственно связано с изменениями в области регулирования бизнес среды и созданием благоприятных условий для малого бизнеса.

В качестве основных проблем в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства по-прежнему считаются:

нехватка собственных и заемных финансовых средств, в результате чего малые предприятия не в состоянии приобрести современное и высокотехнологичное оборудование;

проблемы и затруднения в получении земельных участков для реализации предпринимательской деятельности, а также в подключении к инженерно-коммуникационным сетям;

отсутствие ликвидного обеспечения или данное обеспечение недостаточно для банковского кредита на старте своей деятельности, что снижает возможность получения кредита;

сложности в получении  долгосрочных кредитов, стимулирующих формирование и развитие малых инновационных промышленных производств;

неэффективные механизмы продвижения продукции малого бизнеса на региональные и мировые рынки, а также сложность конкуренции на внешнем рынке в отдельных секторах экономики и  проблемы выхода на внешние рынки;

недостаточность развития информационных систем, маркетинга, менеджмента и логистических служб; страховых компаний, аудиторских фирм, торговых домов, консультационных пунктов, бизнес-центров, бизнес-инкубаторов;

недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов;

слабая подготовка профессионально-квалификационного уровня занятых в малом предпринимательстве;

большое количество контролирующих органов.

Низкая оснащенность малых предприятий современным технологическим оборудованием, обеспечивающими выпуск конкурентоспособной продукции.

Вместе с тем, имеются нерешенные  проблемы в банковском секторе, многие предприниматели указывают на  высокие размеры кредитных ставок и комиссионных вознаграждений по операциям банков, в частности, дополнительная плата взымается за рассмотрение кредитной комиссией поданных документов.

Кроме того, предпринимателям при получении кредита необходимо покрывать расходы за страхование  и оценку залогового обеспечения, нотариальное удостоверение кредитных документов и т. д.

Наряду с этим, банками установлены абонентские платы и другие комиссионные проценты за конвертацию средств, открытие аккредитива, перевод конвертированных средств на счет банков зарубежных партнеров и другие услуги, что является существенной финансовой нагрузкой для предпринимателей, обратившихся в коммерческие банки за финансовой поддержкой.

Для предотвращения данной ситуации предлагаются возобновить деятельность кредитных союзов и микрокредитных организаций, которые могли бы стать реальными конкурентами для коммерческих банков, что позволило бы уменьшить размеры ставок. Также, необходимо, чтобы коммерческие банки признавали оценку залогового обеспечения, проведенную независимыми оценочными организациями. В настоящее же время оценочная организация указывается самим банком, а стоимость оцененного залогового обеспечения может занижаться.

Предлагаемые меры по стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства:

1) Последующее смягчение процентных ставок по кредитам, что позволит предприятиям малого бизнеса снизить затраты и обеспечить финансовую устойчивость, ведь в мировой практике чем ниже кредитная ставка, тем больше стимулируется рост производства и потребительский спрос;

2) Организовать подготовку кадров с предпринимательскими навыками, что является катализатором развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства для самозанятости за счет внедрения профессионального образования «Vocational education» для 10-11 классов общеобразовательных школ по опыту Австрии и Германии.

3) Продолжение  и усиление развития кооперационных связей между крупными предприятиями и малым бизнесом, а также проводить кооперационные ярмарки;

4) Кардинальное упрощение процессов согласования земельных вопросов, регистрации зданий при передаче в пользование или в собственность предпринимателей;

5) Разработка и внедрение критерий оценки деятельности государственных органов управления и органов государственной власти на местах за развитие предпринимательства и деловой среды в целом;

6) Развитие государственно-частного партнерства, направленное на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий;

7) Внедрение механизма передачи акций госпредприятий в управление его сотрудникам, которые трудятся в них более 5 лет, что могло бы дать дополнительный стимул этим сотрудникам мыслить, как предприниматель и работать над развитием предприятия.

А.Шовкатов, начальник управления
Министерства экономики и промышленности

А.Акрамов, руководитель группы ИПМИ

Д.Курбанова, к.э.н., руководитель группы ИПМИ

 

Источник: mineconomy.uz